воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Кто принимает за на наши решения!




Современные исследования доказали поразительную, почти не осознаваемую нами взаимосвязь физических ощущений, поступков, эмоций и абстрактных суждений.
alt
Окружающий мир незаметно, но тотально – через цвета и запахи, температуру и фактуру предметов – влияет на наши поступки, которые мы вроде бы обдуманно совершаем, и оценки, которые вроде бы непредвзято раздаем. Признать этот факт непросто.
В самом деле, ну кто из нас, вынося свое суждение о новом знакомом, учитывает тот факт, что под воздействием холодной температуры мы больше склонны считать человека холодным? Кто догадывается о том, что мягкость стула, на котором мы сидим, может сказаться на нашем стиле ведения переговоров и тем изменить их результат? А о том, что «пролить свет на проблему» вам буквально поможет зажженная лампа? Тальма Лоубел, известный израильский психолог и профессор психологического факультета Тель-Авивского университета, собрала в одной книге все современные исследования, доказывающие поразительную, почти не осознаваемую нами взаимосвязь физических ощущений, поступков, эмоций и абстрактных суждений.
Пока эта книга с незамысловатым названием «Теплая чашка в холодный день» готовится к публикации в издательстве «Альпина Паблишер», мы расскажем об одном из исследований, включенных Тальмой Лобель в свою книгу.


МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ?

Мы постоянно оказываемся в ситуации выбора: решаем, что купить, куда поехать, с кем вступать в близкие отношения, где жить, к какому врачу ходить, какое образование выбрать для себя или детей. Выбор из двух вариантов порой бывает сложен, а жизнь диктует необходимость принять решение, и мы обязаны подчиниться. Тем не менее второй вариант ‒ от которого мы отказались ‒ по-прежнему не дает нам покоя. А вдруг мы все-таки совершили ошибку? Чтобы освободиться от этого когнитивного диссонанса, мы бессознательно начинаем искать аргументы в пользу выбранного варианта в противовес отвергнутому и убеждать себя, что сделали лучший выбор (хотя в реальности свои преимущества и недостатки есть у обоих). А между тем избавить нас от этого когнитивного диссонанса способна… обыкновенная вода. Она буквально смывает нашу память о событиях прошлого, заставивших нас переживать. Это доказали психологи из Мичиганского университета*. Суть одного из их экспериментов заключалась вот в чем. Исследователи выдали участникам по стопке музыкальных дисков и попросили каждого расположить их в порядке предпочтения (под номером 1 ‒ самый любимый). В благодарность за участие добровольцам предлагали в подарок диск под номером либо 5, либо 6.
alt
Выполнив задание, половина участников по просьбе организаторов мыла руки, а другая половина лишь смотрела на флакон с жидким мылом. Затем исследователи просили добровольцев вновь расположить те же диски в порядке предпочтения. Те, кто не мыл руки, ставили выбранный диск на более высокое место, чем прежде. А вот те, кто вымыл руки, не меняли своего мнения: они не чувствовали необходимости оправдывать свой выбор и помещать выбранный диск в списке выше отвергнутого. Так элементарное действие ‒ мытье рук ‒ уничтожало влияние предыдущего выбора. Ученые назвали это эффектом чистого листа. Получается, что чувство дискомфорта, связанное с принятым нами решением, перестает влиять на наш последующий выбор даже после минимального очищения.
Дальнейшие эксперименты социального психолога Норберта Шварца и его коллег только подтвердили результаты этой любопытной зависимости. Например, они еще выяснили, что мытье рук влияет и на нашу готовность рисковать. А именно, предыдущий опыт удач или неудач (выигрыша или проигрыша) не отражается на готовности рисковать у тех, кто только что вымыл руки**.
* S. Lee & N. Schwarz «Washing away postdecisional dissonance».Science, 2010, 328 (5979), 709–709.** A. Xu et al. «Washing away your (goodor bad) luck: Physical cleansing affects risk-taking behavior». Journal of ExperimentalPsychology: General, 2012, 141 (1), 26–30.

Комментариев нет:

Отправить комментарий